Неделя «Час Кода»
Неделя «Час Кода» проводится ежегодно во всем мире в рамках Международной недели изучения информатики в декабре. Традиционно в ней принимают участие более 100 миллионов школьников из 180 стран мира.
В этом году ГУО «Барсуковская средняя школа» присоединилась к мировой акции: в ней с 3 по 9 декабря прошла Неделя информатики «Час кода».
Цель проведения недели: формирование позиции мотивированного отношения к предмету «Информатика» и изучению программирования как метода решения инновационных задач.
Основные задачи:
- повысить интерес учащихся к изучению информатики и программирования,
- популяризовать возможности информационных технологий среди учащихся,
- создать условия формирования основ программирования у учащихся начальной школы, получения ими первичных навыков создания программ с помощью тренажеров «Мир информатики» и «Страна Фантазия»;
- познакомить учащихся с профессиями будущего, связанными с IT-технологиями.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ «ЧАС КОДА»
День недели |
Мероприятие |
Понедельник, 3 декабря |
Демонстрация мотивационных видеороликов «Выбирай IT!» Цель: получение новых знаний о мире информационных технологий, которые помогают учащимся сориентироваться в профессиях будущего Целевая аудитория – учащиеся 6-11 классов |
Вторник, среда, пятница, 4-5 декабря, 7 декабря |
Эта многогранная страна Компьютеррия: занятия с учащимися начальной школы Цель: пропедевтика базовых понятий информатики и программирования; развитие алгоритмического и объектного стиля мышления; формирование мотивации к изучению программирования посредством организации практической деятельности Целевая аудитория – учащиеся 1-4 классов |
Суббота, 8 декабря |
Внеурочное мероприятие «Віртуальная вандроўка па родным краі» Цель: формирование у учащихся навыков информационной культуры на уроках гуманитарного цикла Целевая аудитория – учащиеся 8-11 классов |
В течение недели: конкурс создания виртуальной открытки «О малой родине: искренне, с любовью…» Цель: создание электронных продуктов с помощью приложений Microsoft Office и иных компьютерных платформ, развитие творчества, креативности Целевая аудитория – учащиеся 8-10 классов |
Ответственный исполнитель – Шершнёва Т.А.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
- Мотивационные видеоролики «Выбирай IT!»
В кабинете информационных технологий в течение недели «Час кода» в начале каждого урока для учащихся 6-11 классов был организован просмотр видеофильмов о профессиях в сфере ИТ.
Мир не стоит на месте. Пространство вокруг нас становится все более технологичным. Меняется и облик профессий. Одна из особенностей будущего заключается в тесном проникновении информационных технологий во все сферы деятельности. Поэтому очень актуально уже сейчас знакомить учащихся с вымирающими профессиями и профессиями будущего, связанными с информационными технологиями. Помочь понять им то, что востребованными окажутся специалисты, готовые работать на стыке нескольких областей. Например, сетевые юристы или программист электронных эскизов одежды, комбайнеры, владеющие компьютерной навигацией. Подготовиться к таким реалиям можно уже сейчас, например, изучив основы программирования. Возможно, уже через несколько лет полученные знания окажутся очень кстати.
Видеоролики размещены в приложении 1 – электронная папка «ВИДЕО».
- Эта многогранная страна Компьютеррия
Опираясь на возможности компьютерной техники в школе, для учащихся начальных классов проведены пропедевтические занятия-путешествия в занимательный мир ИНФОРМАТИКИ и ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Программный инструментарий (электронные продукты Страна Фантазия, В мир информатики, программы-тренажеры, программа SP-Card) и многообразие форм учебного процесса способствовали формированию у младших школьников алгоритмического подхода к решению задач. Подход, основанный на алгоритмах, может быть использован при решении жизненных вопросов и задач, решаемых с помощью компьютеров. Также были созданы условия по воспитанию нравственно-ответственного отношения к компьютерной технике и информационным системам, с которыми ребятам придётся иметь дело в будущем.
Пропедевтическая работа проводилась по 4 направлениям:
- мировоззренческое (ключевое понятие – информация): рассмотрены понятия информации и информационных процессов;
- практическое (ключевое понятие – компьютер): формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине, рассмотрены разнообразные сферы применения ЭВМ, в том числе в сфере IT, приобретены первоначальные навыки работы в программировании;
- алгоритмическое (ключевые слова – алгоритм, программа): обеспечено формирование представления об алгоритмах и исполнителях, способах их представления и выполнения, введено понятие программы;
- исследовательское (ключевое слово – творчество): деятельностые операции по созданию первых электронных продуктов – открыток, попробовать себя в роли художника, дизайнера, программиста.
В качестве рефлексии ребятам были заданы следующие вопросы:
какие новые слова вы услышали? (попытайтесь дать их определение); зачем нужно знать и понимать новые технологии?
Необходимый вывод: учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Фотофакт проведения занятий-путешествий по многогранной стране Компьютеррия находится в электронном приложении 2 – папке «Страна Компьютеррия».
- Внеурочное мероприятие «Віртуальная вандроўка па родным краі»
Поводом для проведения данного мероприятия в рамках всемирной акции «Час кода» является то, что информатика как динамично развивающаяся наука стала одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Именно уровень сформированности информационной культуры отражает уровень культуры человека в целом.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Планировалось провести данное занятие-конкурс вне рамок урока в шестой школьный день с учащимися 7-8 классов. Однако участвовать захотели и ребята из 9-11 классов. Поэтому были сформированы команды школьников разных возрастов.
Цель: формирование у учащихся навыков информационной культуры на уроках гуманитарного цикла.
Задачи:
- возобновить и закрепить знания по родному языку, культурологии и истории Беларуси;
- совершенствовать навыки обработки текстовой и графической информации с помощью приложений Microsoft Office, навыки работы в операционной системе Windows;
- формировать умение целенаправленно работать с информацией;
- воспитывать национальное самосознание и достоинство.
Важно отметить, что виртуальное путешествие по культурному наследию Беларуси проводится в Год малой родины.
Технологическая карта и необходимый дидактический материал размещен в приложении 3.
- Конкурс создания виртуальной открытки «О малой родине: искренне, с любовью…»
Поздравление с любым праздником открыткой всегда считалось проявлением уважения и внимания к близким людям, друзьям и просто знакомым. И если раньше для их доставки использовали почтовые услуги, то теперь используют электронную открытку. Сам процесс её создания достаточно увлекателен и интересен.
К сожалению, не все учащиеся обладают умениями работать с современными цифровыми технологиями. Однако результаты есть: открытки созданы. И более того, они – итог совместной работы взрослых (классного руководителя) и ребят. В основном учащиеся пользовались приложениями Microsoft Office – Word, PowerPoint. А учащиеся младших классов создавали и «оживляли» открытки с помощью программа SP-Card, предложенного учителем информатики.
Мероприятия, проведенные в рамках акции «ЧАС КОДА» подвели к мысли, что в рамках урока информатики или вне его мы, учителея-предметники, можем сыграть важную роль в образовании детей, подняв посредством мероприятий акции их мотивацию к обучению, а также задав новые ориентиры личного развития в условиях перехода к цифровой экономике.